Святогорская Лавра




                                       В Святогорскую Лавру! На Святые горы!

                     Через Мгарь, Харьков, Святогорск, Адамовку,  Изюм и др…

                                                            2 ночи/3дня

 участие в паломничестве 1000 грн + 50 грн

ьМгарский Спасо-Преображенский монастырь   

1 день. Пятница. Чудотворная икона Божией Матери «Лубенская-Владимирская» XIX в.

Икона святителя Афанасия (Пателлария) Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца с частицей мощей

Икона святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского с частицей мощей

Икона святителя Афанасия (Вольховского), епископа Полтавского с частицей мощей

Икона святителя Илариона (Юшенова), епископа Полтавского с частицей мощей

Икона святых преподномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары с частицами мощей

Икона священномученика Александра (Петровского), архиепископа Харьковского с частицей мощей

Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского чудотворца с частицей мощей 

Ковчег с частицей Честнаго Животворящего Креста Господня и с частичками мощей:

- Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

- Святителя Николая Мирликийского Чудотворца

- Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского

- Преподобного Кукши Одесского

- Святого праведного Ионы Одесского

- Соловецких святых

- Святой великомученицы Варвары

- Мученика Серафима

- Мученика Харлампия

- Мученика Феодосия

Могила преподобномучеников Мгарских

Благовещенский кафедральный собор 

В числе святынь храма –

чтимые списки иконы «Спас Нерукотворный» (прославленной в Свято-Борисо-Глебском монастыре Харьковской епархии) и Озерянской иконы

-Мощи свт. Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского 

Мощи свт Афанасия Пателария,(память – 15 мая н.ст.), пребывают в храме с 1940-х гг. В 1654 г. свт. Афанасий, возвращаясь из поездки в Москву и будучи тяжело болен,

 

остановился в Мгарском монастыре возле г. Лубны на Полтавщине. В том же году он преставился и был погребен в этой обители. Мощи святителя оказались нетленными.   В 1936 г. мощи были увезены в Харьков и до перенесения в собор находились в Историческом музее.

-Мощи свт. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского

(память – 25 февр. н.ст.), переносили в собор в 1929 (когда он был временно занят «обновленцами») и 1948 гг. До 1929 г. они находились в усыпальнице главного храма Покровского монастыря, в 1935 г. – были перенесены в городской Трехсвятительский храм (где оставались и после закрытия 1939 г. – до возвращения в собор). Свт. Мелетий, в миру Михаил, родился в 1784 г. Могила святителя в Покровской обители была почитаема харьковчанами. Когда, при ремонте, гробы других погребенных архиереев замуровали, – гроб свт. Мелетия был помещен в металлическую раку и поставлен отдельно, а сверху над ним водрузили сень. При пожаре 1875 г. огонь уничтожил весь интерьер усыпальницы и распаял раку свт. Мелетия, но гроб с мощами остался невредим. В 1978 г. архипастырь причислен к лику святых. 

Мощи сщмч. Александра (Петровского), архиеп. Харьковского 

(память – день кончины, 24 мая, и празднование в честь Озерянской иконы Божией Матери 12 нояб. н. ст. – в воспоминание перенесения мощей), перенесены в собор в день их обретения – 23 окт. 1993 г. Сщмч. Александр родился в 1851 г. в г. Луцке на Волыни, в семье диакона.

Арестованный в 1938 г. и обвиненный в антисоветской деятельности, подвижник умер в тюрьме 24 мая 1940 г. По преданию, вывезти его тело из тюрьмы на Залютинское кладбище помог доктор тюремного морга – в прошлом иподиакон.

Изюмский Свято-Вознесенский кафедральный собор

Святыни:

Чуд браз Божией Матери, называемый Песчанский, был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому. 

Кириченкова криница, один из живописнейших уголков города, находится неподалеку от храма. Об источнике этом знают далеко за пределами Изюма. Многие приезжают отведать его целебной ключевой воды, здесь утоляют жажду усталые путники, останавливаются отдохнуть путешественники.
Чуть в стороне радует глаз небольшая часовня-купальня. По преданию, искупавшись в ней, можно смыть грехи, избавиться от недугов .

Храм открыт до 18:00, Источник до 20:00.

Святогорская Лавра                                                                                           

Храм Успения Пресвятой Богородицы собор (сер. XIX в.) – самое главное и монументальное сооружение монастырского ансамбля. Построенный академиком А. Горностаевым в русско-византийском стиле собор поблескивает на десятки километров настоящим сусальным золотом своих пяти главДо закрытия в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви. Иконы между собой различаются тем, что на древней Спаситель изображен со свитком в руке, а на поздней — со скипетром.    Древняя Святогорская икона Богородицы не сохранилась до наших дней.                                                                                                                                                                                     Святогорская икона Божьей Матери (сер. XIX в.) – главная святыня монастыря,исцеляющая от разных недугов после усердной молитвы перед ней. Исцеление получают также от помазания больного места маслом от лампады, горящей перед иконой, а также от прикладывания засушенных цветков, украшавших святыню.                                                                                                                                           Икона святителя Николая с изображением Святогорской Лавры обители внизу.
Святые мощи Иоанна Затворника. Рака прп Иоанна вместе с материнским крестом, который святой всю жизнь носил на себе, находятся в Успенском соборе монастыря.   

2 день. Суббота. Литургия.

Скит в честь свт Иоанна Шанхайского. Экскурсия по скиту до Литургии ( бывшей усадьбе Максимовичей).                                                                                                                                                                     Нижний храм в честь Архистратига Михаила, верхний в честь свт Иоанна Шанхайского.                                                   История. Небольшое село Адамовка, что в 10км  от Святогорской Лавры, известно тем, что когда-то здесь стоял дом, в котором родился и провёл свои детские годы святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский, наследник известнейшего дворянского рода Максимовичей.  Архиепископ Иоа́нн (в миру Михаил Борисович  Максимо́вич) родился в 1896 году в Адамовке в православной семье, которая материально всегда поддерживала Святогорский монастырь. 
 Везде занимал высшие церковные посты. Был одним из основных кандидатов на должность главы Синода РПЦЗ. Скончался 2 июля 1966 года. В 1994 года Русской православной церквью заграницей,  причислен к лику святых. В 2008 году был прославлен для общецерковного почитания Русской православной церковью. В имении возрождается сад и есть три яблони Антоновка (сохранились до сих пор), которые росли в саду родителей свт Иоанна Шанхайского.

Пещерный монастырь («Пещерник» или Нижний павильон XVII ст.) – самая древняя часть обители, включающая два яруса сооружений в меловой скале – церкви, кельи, трапезная, километровый лабиринт подземных ходов. Архитектурными памятниками «Пещерника» являются церковь Св. Иоанна Предтечи (в центре храма – столб, на котором, по преданию, обрели чудотворную икону Николая Угодника и который помогает от зубной боли) и храм Св. Алексия

  Посещение пещер меловой скалы (древний пещерный монастырь: часовня, 2 пещерных храма, меловые келии и храм Святителя Николая Чудотворца. И сейчас о древности и славе обители Святогорской говорят нам только ископанные в меловой горе пещеры и чудный верхний храм, также бывший когда-то пещерным. По виду пещерных ходов, их устройству, сходству с ходами других монастырей Подонья, Подонцовья, Крыма и даже Византии, можно думать, что они такие же древние, как крымские или византийские (греческие), и ископаны иноками не своими, русскими, а пришедшими из далеких стран, иноземными, еще в VIII–IX веках. «Святость подвизавшихся здесь иноков, — считает святитель Филарет (Гумилевский), — была одной из причин, по которым Донецкие горы названы Святыми».                                                                                          

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи. Многое говорит нам в пещерах о величии славы угодника Божия святителя Николая Чудотворца. Прежде всего — древний чудотворный образ Угодника, хранившийся в Святогорской обители, наследие ее еще от старинной пещерной жизни и от первых пещерных иноков, затем и пещерная часовня, и верхний храм, находящийся под ним с меловым столпом посредине — все обращает нашу мысль к Чудотворцу. Из пещерного храма Рождества Иоанна Предтечи мы скоро выходим на самый верх скалы — в венчающий ее храм. Николаевский храм на Святой Скале.  Он представляет собой естественное продолжение тех же пещер и подземного хода, потому что половина его — основание, алтарь и южный притвор — высечены из мела, и только верх — крыша с куполами — построен из кирпича. Глубокая древность сокрыла от нас почти все сведения о храме, но предание относит устройство его к самому началу обители. Николаевская церковь (XVII в.) – памятник украинского барокко. Храм расположен на самой вершине меловой скалы, визуально завершает очертания грубого утеса. Правильность форм в сочетании с живописным ландшафтом подчеркивают скромную и вместе с тем подлинную элегантность сооружения. Церковь имеет высеченный в меловой части скалы – алтарь. У однонефной, трехкупольной церкви восточный купол – меловый, центральный – кирпичный, западный – деревянный

                                                                                                                                

По монастырю. Храм Покрова Пресвятой Богородицы церковь (сер. XIX в.) – классическое сооружение воздвигнутое знаменитым архитектором К. Тоном. Присущи этому стилю строгие архитектурные объемы, прямые линии, цилиндрической формы колонны гармонично увенчиваются традиционно российским тяжелым луковичным куполом. В барабане колокольни устроены куранты, сделанные мастером самоучкой, монахом Антонином. С расположенной над зданием церкви колокольни раздается звон на десятки километров.  Храм Св. Андрея Первозванного часовня (или Верхний павильон паломников, сер. XIX в.) – расположена восточнее Никольского храма. Без алтаря, предназначена для молебна. Имеет видовую площадку, с которой открывается лучшая в округе панорама. Хаотичная кладка четырех массивных столбов часовни навевает исторические ассоциации с древней крепостью и позволяет окунуться в захватывающие и приключенческие времена прошлого.
Церковь Всех Святых Всесвятского скита (2001 г.) – один из лучших образцов современного деревянного зодчества, имитирующий древнерусский теремной стиль XVI-XVII веков. Скит – место обитания для монахов-аскетов, поэтому доступ мирянам разрешен только четыре раза в год.
Гостиничный двор (сер. XIX в.) – помещения для богомольцев, трапезная, музей, хозяйственные постройки.       Строится храм в честь иконы Богородицы «Дивногорскя», нижний храм, в честь прав Иоанна Русского, верхний храм.
Святых Кирилла и Мефодия часовня.                                                                                     Вечерняя.                                                                                                                                                

3 день. Воскресенье. Литургия. Богородичный скит в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». В 3 км находится женский скит Святогорской Лавры в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»,  с нижним храмом в честь прп. Сергия Радонежского и келейный корпус, а прямо над дорогой - часовня над источником в честь благоверного князя Александра Невского   с целебным источником. Набор целебной воды.                                                                                                                                                             Радуйся Пресвятая Богородица «Всех Скорбящих Радость».  Пресвятая Богородица Спаси нас!

 



Обновлен 28 июл 2018. Создан 24 мар 2018