Дивеево




                                                 Дивеево 

Киев-Рыльск-Курская Коренная-Курск-Серпухв-Москва-Рязань-Пощупово-Дивеево-Цыгановка- Дивеево -Муром-Троице-Сергиева Лавра- Оптина Пустынь

                                               8 ночей/9дней

                                  Участие в поездке 2800грн+3500руб.-необходимые расходы.

 

1 день     

 

Посетим: Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на холме меж рек Рыло и Волынкой, в 125 километрах от Курска, близ города Рыльска. Точная дата основания обители неизвестна, его возраст отсчитывают от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году.

Долгая история Свято-Николаевского монастыря полна трагических эпизодов. В Смутное время обитель страдала от нашествий польско-литовских войск, но трудами монахов при царском покровительстве была восстановлена и к концу XVIII века процветала.

В 1925 году советская власть закрыла обитель. А с 1941 года почти 700 дней в Рыльске находились фашисты, монастырь стал укрепленным рубежом со множеством огневых точек. Однако даже война не принесла такого разорения, как советские годы: различные организации, располагавшиеся в зданиях монастыря, сильно повредили постройки.

Летом 1991 года Рыльский Свято-Николаевский монастырь был возвращен Русской православной церкви, и уже осенью начались богослужения. Масштабные восстановительные работы в обители завершились в 2012 году, однако реконструкция продолжается .

История Рыльского монастыря неразрывно связана с именем архимандрита Ипполита (Халина), под его руководством старинная обитель возрождалась из руин. Иеромонах Псково-Печорской обители, один из первых русских подвижников, кому суждено было преодолеть «железный занавес» и поселиться на греческом Афоне, созидатель монастырей и скитов и смиренный сельский священник, старец Ипполит принимал приезжавших со всех концов России. Он умер 17 декабря 2002 года и был похоронен близ Николаевского храма - главного собора Рыльской обители. Памятник архимандриту Ипполиту установлен в московской усадьбе «Марьино».

Храмовый комплекс монастыря включает в себя три собора - Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. Дополняет ансамбль пятиярусная колокольня со Святыми вратами - главным входом в монастырь

Святыни: частица мощей прп Иоанна Рыльского, целебный источник, могила архимандрита Ипполита (Халин), ковчег с мощами Божиих Угодников, чуд икона свт Николая.

 

Курская Коренная икона Божьей Матери "Знамение"

 На Курской или Коренной чудотворной Иконе Богоматерь изображена стоящею в молитвенном положении с воздетыми дланьми и с пресвятым на лоне Младенцем. Иконы с таким изображением Божией Матери у греков назывались деисусами (молениями), а у нас именуются Знаменскими, от слова - „знамение” или чудо. Впервые «Знаменскою» названа Богородичная Икона в Новгороде от совершенного ею чуда в 1169 году. Множество чудес, совершенных пресвятою Богородицей чрез Курскую Икону, тоже послужило основанием к наименованию её Знаменской. Доска, на которой изображена Богоматерь, представляет собою небольшой квадрат в длину и ширину по 3 и 1/2 вершка, вставленный в таковой же формы деревянный оклад. По велению царя Фёдора Иоанновича помещены изображения: сверху иконы - Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, а по сторонам его - пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями. Лики всех пророков обращены к изображению Богоматери и предвечного Младенца. Царь и пророк Соломон изображен на правой стороне иконы держащим в правой руке свиток с изречением:„премудрость созда себе дом “. За ним в нисходящем порядке изображены пророки: Даниил, в левой руке коего свиток с изречением: „аз видех гору каменную”, Иеремия со свитком в левой руке, на котором написано: „се дние грядут, глаголет Господь...” и пр. Илия со свитком в обеих руках, на коем изречение - „ревнуя поревновах о Господе”. На левой стороне Иконы, в таком же нисходящем порядке, изображены: царь и пророк Давид со свитком в левой руке и изречением на нем: „воскресни. Господи. в покой Твой”, пророк Моисей со свитком в обеих руках и надписанием: „аз видех купину огненную”; пророк Исайя со свитком в правой руке и изречением - „се Дева во чреве примет”; судия Гедеон со свитком в левой руке, на коем написано – „сниде яко дождь на руно”. Ряд пророческих ликов на Иконе внизу заключается изображением пророка Аввакума, с надписью на свитке в обеих его руках - „Бог от юга приидет“. Так как на Иконе Знамения изображено величайшее в мире событие – Воплощение Сына Божия (Эммануила во чреве Богоматери), предсказанное вышепоименованными пророками, то посему и они изображены на ней со свитками и мессианскими изречениями. Все изображения на Иконе окаймлены драгоценной из жемчуга

ризой и жемчужным окладом. Свободные от изображений поля сего оклада покрыты бархатом, с

 вышитыми на нем золотыми цветами и небольших разводов травами. Богатство украшений на Иконе увеличивается разноцветными камнями, придающими ей большую художественную красоту и редкое благолепие. 

2 день 

 

Курская Коренная. Литургия. Трапеза.

Посетим: Кафедральный Знаменский собор                                                                                                                            

В память о триумфе в войне 1812 г. в Курске за десятилетие (1816—1826 гг.) был выстроен Знаменский кафедральный собор — памятник зодчества.  В нем долгое время находилась чудеса творящая Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», явившаяся в мужской обители Коренная пустынь. Отсюда и название собора — Знаменский. После революции 1917 г. храм разграбили: икона и золотая риза, жалованная царем Федором Иоанновичем, украшенная дорогими камнями и жемчугами, были похищены. Образ случайно нашли в Феодосиевском колодце и осенью 1919 г. вывезли из города, а чуть позже из страны. Сегодня важная святыня христианской русской церкви хранится в Нью-Йорке. А золотая риза пропала бесследно. С тех пор образ «Знамение» ежегодно привозят в Курск. Но в Знаменском соборе находится точная копия иконы, созданная монахами Знаменского монастыря в 1902 г. Ее освятили на чудотворящем подлиннике. Знаменский кафедральный собор стоит в сердце города, в Знаменском монастыре, созданном в 1597—1613 гг. курянами в честь освобождения Курска от польского гетмана Жолкевского, который захватил и разорил город. Храм настолько значителен и величествен, что многие равняют его с храмом Христа Спасителя в Москве. Его высота под куполом составляет 48 м, и он рассчитан на одновременное нахождение более пяти тысяч прихожан. Собор потрясает своей колокольней с огромным колоколом весом в 1380 кг, известными образами, хранящимися в мощных пилонах, расположенных в трапезной, — все производит неизгладимое впечатление на присутствующих. На протяжении длительного времени, с 1618 по 1919 год, монастырь являлся почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Из Знаменского монастыря ежегодно с 1618 года совершался крестный ход с перенесением иконы «Знамение» в Курскую Коренную Рождество-Богородичную пустынь. 

 Курский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества 2-ой половины XVIII века.
В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем - сведений не имеется при соборе. Нет так же на построение оного храма ни плана, ни фасада. В этой же "Летописи" отмечается: "Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского".
Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповрежденную огнем. Это было признано за чудесное действие Промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия, а в верхнем этаже - храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко) дал благословение и лично сам освятил место построения храма. В "Летописи", составленной И. Лащенковым находим сведения о подрядчике: "Помощником строителя храма купца Первышева был так же курский купец Исидор Мошнин". Когда последний, не окончив работу, скончался в 1762 г., то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима Саровского, вместе с ним зашла на самый верх строящейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать, увидев это, в испуге

поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех, Прохор стоял живым и невредимым (будущий прп Серафим Саровский)
В память этого события в нижнем храме собора устроен предел во имя прп. Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой. Сюда приходят и приезжают поклониться и приложиться святому образу не только жители Курской области, но и всей России, Украины, Белоруссии и из-за рубежа.     Иконостас, заполняющий по ширине всю алтарную преграду и высотой около 20 м., весь вызолоченный, представляет великолепное сочетание  изящности и богатства.   

Серпуховский Введенский Владычный (1360) монастырь

Святыни: список чуд иконы «Неупиваемая чаша», «Введение Богородицы в храм», свт Николая, св. царевича  Димитрия Угличского      

3 день     



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва. Храм Христа Спасителя                                                                                 

Храм Христа Спасителя в Москве - это кафедральный собор Русской Православной Церкви, находящийся недалеко от Кремля. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству. Это крупнейший  храм в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м. Как символ страны и русского народа, Храм Христа Спасителя хранит множество святынь: частицу Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Мощи Равноап. вел. кн. Владимира, мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского, мощи Иоанна Крестителя, мощи Ап. Андрея Первозванного и др..                 

Покровский монастырь. Блж Матронушка Московская. ХХ веке просияла в лике святых угодников Божиих святая блаженная Матрона Московская. Родилась она в 1885 году в с. Себино Тульской губернии. К ней приходили люди  со своими бедами, душевной и телесной болью. Св. Матронушка никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавыми намерениями. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Исцеляя больных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Матронушка часто говорила: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит». 2 мая 1952 года она почила. Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала:«Все, все приходите ко мне, рассказывайте как живой о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся: «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого»


4 день    




 Иоанно Богословском монастырь                                                                                                                                                                                                                                              -В Иоанно-Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120-ти угодников Божиих. Среди них мощи апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Евангелистов Матфея и Луки, святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца.                                                                                                                      

-В алтаре Успенского собора на престоле пребывает чудотворная икона Божией Матери "Знамение-Корчемная", которую по воскресным дням, после Божественной Литургии, выносят и полагают на аналой посреди храма. Перед ней совершается молебное пение с водосвятием.      

-В этом же храме, слева от амвона, на высокой подставке, находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, мерой и подобием сходная с древним, всемирно известным чудотворным образом, пребывающим ныне в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре под Санкт-Петербургом.                                                                                                                         

 -Под ризою монастырского образа Богоматери, около кисти Ее правой руки, находится мешочек, в котором храниться несколько ворсинок или нитей от хитона Пресвятой Богородицы.                                                                                                                                                     

-Рядом с этим образом располагается цилиндрический по виду ковчежец с главою одного из невинно убиенных Вифлеемских младенцев.                                                                               

--Частицы мощей многих святых имеются также в домовом храме в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". Хранятся они также в особых ковчегах. Среди них частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской. 

Рязань. Церковь свт Никола чудотворца.                                                                                                      

Мощи Любушки Рязанской.                                                                                                                           

Любовь Семеновна Суханова родилась в 1860 году в небольшом городке Пронске. С детства Люба была лишена возможности двигаться. В пятнадцать лет девочка получила чудесное исцеление, Люба с матерью и сестрой жили тогда в маленьком домике недалеко от Казанского женского монастыря (в Рязани). В комнате, где лежала больная, находилась икона святителя Николая Чудотворца. Каждый день Любушка горячо молилась, просила Святителя Николая об исцелении.

И вот однажды, мать Любы, вернувшись домой, увидела, стоящую на ногах Любушку. Обрадованная мать бросилась к дочери с расспросами, в ответ услышала: « Явился Угодник Божий Николай и говорит мне: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Я поднялась твёрдо на ноги, а он стал невидим. Мать пошла к священнику и рассказала ему о чудесном исцелении и благословении на подвиг юродства. Священник, выслушав её, ответил: «Воля Божия, не задерживай дочь, отпусти её, и пусть она идёт и юродствует»...

С июня 1998 года святые мощи блаженной Любови Рязанской пребывают в храме святителя Николая Чудотворца.  Блаженная старица не оставляет без помощи тех, кто просит её молитвенного заступничества.   21 февраля - день памяти блаженной Любови Рязанской

  

5 день    

 

Святыни Дивееао

В Четвертом Уделе Богородицы, в гостях у батюшки Серафима в Дивеево. Если человек приехал святость увидеть – он увидит святость. Захотел заметить грязь какую-то – он найдет ее. Если люди хотят чуда – они получают чудо, лишь бы хотели чуда не ради чуда, а потому, что оно им необходимо. Поэтому исцелений от разных болезней много: и по молитвам у мощей преподобного, и на Канавке, и на источниках…А кто-то душой исцеляется! С каким ожиданием едет человек, то чаще всего и получает: «по вере каждому дается Многое зависит от душевного настроя. …Хотя люди здесь меняются. И даже совсем неверующие приходят к вере. Раз они приехали сюда, значит, зерно какое-то есть... Батюшка Серафим приказал вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. О значении Святой Канавки преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Ее следам — это значит вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать Архангельское приветствие «Радуйся, Благодатная», и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию — не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? Считается, что Богородица Сама по канавке ходит. Когда сестры крестным ходом каждый день вечером и утром проходят, то с ними обязательно идет. Во время одного такого хода шли мама с маленькой девочкой, у которой была ручка атрофирована. В какой-то момент девочка говорит маме: «Посмотри, вот Она идет! Вот Она!». «Кто идет?», – мама никого не увидела... Закончился ход, вышли с Канавки, смотрят, а у девочки рука здорова. Все удивляются, а ребенок спокойно так рассказывает, что подошла к ней. Жещина, обняла ее и по руке погладила. Приезд сюда – это не только способ сбежать от суеты – это возможность высвободившееся время заполнить трудом, молитвой и размышлениями.                                            

Какие святыни  посетим в Серафимо-Дивеевском монастыре:  

 

Святая Канавка. Канавка длиной 777 метров огибает Благовещенский собор обители и монастырскую больницу. Над Канавкой возведён вал с перилами и выложенной плиткой дорожкой. Проходить по Канавке, которую наметила своими шагами сама Царица Небесная, преподобный Серафим советовал, читая молитву «Богородице, Дево, радуйся…» 150 раз.«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говаривал святой.                                                                                          

-Троицкий собор ( мощи самого преподобного Серафима Саровского)   

-Трапезный храм во имя Александра Невского;                                                                                                        

-Самый большой собор обители – Преображенский- белоснежный.                 

 

-Монастырское кладбище, где похоронены люди, наиболее значимые для истории обители: иеромонах Владимир (Шикин), игумения Мария (Ушакова), храмо  создатель Фёдор Долгинцев, помощник преподобного Серафима Николай Мотовилов и другие.                                                                                                                         

- Благовещенский собор;                                                                                                                                                     

 -Казанский собор.  В самом Казанском храме почивают мощи  четырёх дивеевских святых жён: преподобноисповедницы Матроны (Власовой) и блаженных Параскевы (Паши) Саровской, Пелагеи и Марии.  В нижнем храме Казанского собора, освящённом в честь Рождества Богородицы, для поклонения паломников выставлены мощи святых матушек-основательниц обители: монахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Милюковой) и монахини Елены (Мантуровой).                                                                                   

-Святых источников, только в самом Дивеево, пять:                                                                                             

Иверский источник и источник матушки Алексанры находятся неподалёку от главного входа в монастырь. Территория источников снабжена закрытыми купальнями, колодцами для набора воды, воронками и скамейками.                                                                                                                                         

Ещё три источника также расположены близ главного входа в обитель.  Посвящены источники   святому Пантелеимону и двум иконам Божией Матери — «Казанской» и «Умилению.     Возле деревни Цыгановка есть источник преподобного Серафима. Согласно преданию, он образовался в ХХ веке после явления здесь самого преподобного, когда дивеевские источники были недоступны из-за политики большевистских властей. Многие отмечают, что этот ключ весьма холодный, но вместе с тем очень целебный.                                                                                                                                                                           

 - В самом Дивеево есть два музея, связанных с историей обители, в которые небезынтересно будет зайти и благочестивому паломнику:                                                                                                                                        

Первый Музей посвящён истории Серафимо-Дивеевской обители в XX веке.                                                 

Второй представляет собой дом блаженной Параскевы Дивеевской (Паши Саровской) с аутентичной обстановкой. Нужно постараться посетить их до 15.00, так как они рано закрываются.

Как вести себя на источниках                                                                                                                                   

Перед окунанием  нужно перекреститься с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и трижды окунуться с головой в источник (либо можно троекратно облиться водой из ведра).

Паломницам следует окунаться в рубашках.

6, 7 день   

 

 

Святыни ДИВЕЕВО

Святой источник близь Цыгановки.

 Православные люди устремляются сюда в любое время года. На карте России это село обозначено как Дивеево. Источники, расположенные вблизи него, в этих местах были известны задолго до войны. И сегодня паломники со всех концов света за помощью приезжают именно сюда. Приезжающие в Новгородскую область знают, что каждый из источников, которых всего более двадцати, обладает чудодейственной силой. Какие-то источники очень старинные, некоторые сравнительно молодые, но вся местность, которая предназначена для паломничества, буквально усыпана родниками, будто эти россыпи слетели, как семена в почву, с чьей-то доброй руки .

Как исцелиться с помощью святой воды из источника?

Набрав в источнике святой воды, люди увозят ее домой, хранят годами, и она остается такой же свежей и вкусной, будто только что набранной из бьющего родника. А при приготовлении консервации на зиму, солений, квашений такая вода обеспечит долгое хранение продуктам, не допуская плесени или загнивания. Кто-то пытался объяснить эти свойства минеральным составом воды, но даже

минералы подвержены затхлости при неверной укупорке.

Дивеевская святая вода из источников остается годами неизменной.

 

Удивительный Иоанно Богословский монастырь Один из красивейших.

Иоанно Богословский монастырь близ Рязани  считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии вВизантии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. 

Храмы                                                                                                                                                         

 -Иоанно-Богословский собор. Главный храм обители, построен в 1689 году.                                  

-Храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских.

-Успенский "зимний" собор. Находится рядом с Иоанно-Богословским собором. Построен во второй половине XIX века. Заново освящен 9 июля 2009 года, в праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, после завершения продолжительной реставрации.                                         

-Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Расположен под малой шатровой колокольней XVII-го века.                                                                                                                                            

-Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение", архангела Гавриила и великомученицы Варвары. Располагается в мемориальном доме-музее архимандрита Авеля.                                                              -Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница", великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца. Устроен на втором этаже братского корпуса.                                                                                                                                             

-Домовой однопрестольный храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба. Находится в "Новом" 2-х этажном корпусе.                                                                                                                         

-Также в монастыре есть часовня в честь иконы Божией Матери "Иверская", расположенная в Святых вратах обители. Она украшена самыми древними, из сохранившихся на Рязанщине, фресками XVII-го века.                                                                                                                                                                          

-На расстоянии около трехсот метров от обители на Святом Источнике расположена каменная пятиглавая часовня, а рядом с нею купальня

 

8, 9 день  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 . Троице-Сергиева Лавра.                                                                                                        

 Святая обитель основана преподобным Сергием Радонежским – одним из наиболее почитаемых русских святых. Родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Естественно, что тогда он не мог и подумать о славе этого места. Оно привлекло его именно своей пустынностью и удаленностью от людей. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия благословения и молитвы. "Если враги хотят от нас чести и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить". Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием известных евангельских слов: " Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Именно за эту верность небесному идеалу, которой наши благочестивые предки учились у ног великих русских святых, Господь щедро подавал Руси ее экономическую и политическую мощь. Небесное и земное удивительно соединялось в истории  Руси.  И битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 года началась с того, что схимонах Сергиевого  монастыря Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания преподобному Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил его и сам пал жертвой этого поединок       В 1422 году при строительстве первого каменного храма нашего монастыря, Троицкого, были обретены святые мощи преподобного Сергия, которые и стали главной святыней этого храма. И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе — множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия.  

Именно преподобным Никоном для росписи Троицкого собора были приглашены лучшие иконописцы – преподобные иноки Андрей Рублев († ок. 1427) и Даниил Черный. Для иконостаса

Троицкого собора преподобным Андреем Рублевым была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы – величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

Зеленая пристройка к Никоновскому приделу носит название "Палатка трех мощей". В ней находятся мощи святителя Иоасафа, митрополита Московского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, и преподобного Дионисия Радонежского, в разное время бывших настоятелями нашего монастыря.

Ансамбль Соборной площади украшает прекрасная белая церковь Сошествия Святаго Духа на апостолов. Она была построена в 1476–1477 годах псковскими мастерами. 

 

Успенский собор начал строиться в 1559 году. Вся история его постройки связана с именем Иоанна Грозного – первого русского царя. В 1585 году, через год после его кончины, собор был торжественно освящен.

В Успенском соборе находились мощи двух святых московских митрополитов прошлого века – святителя Филарета (Дроздова; † 1867) <в 2004 году перенесены в Храм Христа Спасителя в Москве> и его преемника по Московской кафедре, святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879). Святитель Филарет известен как подвижник, выдающийся проповедник, богослов и церковный администратор.

Святитель Иннокентий, апостол Америки и Аляски, проповедник слова Божия на Алеутских островах, с 1868 года – московский митрополит.

В Успенском соборе находится также деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь нашей обители.

В крипте под Успенским собором покоится прах двух последних русских Патриархов – Алексия I († 1970) и Пимена († 1990). В криптовом храме три престола. Центральный посвящен Всем святым, в земле Российской просиявшим. Множество угодников Божиих давала Православию наша земля во все времена. Их число особенно увеличилось в недавние годы гонений, постигших Русскую Церковь. Новомученики и исповедники Российские – почти наши современники, кровью засвидетельствовавшие свою верность Христу.

Строительство Трапезного храма было завершено в 1692 году. Здесь находятся мощи прп Максима Грека. Святой Максим Грек известен также как ревнитель о христианской нравственности. Когда Великий князь Василий III захотел развестись со своей законной женой Соломонией Сабуровой и жениться на Елене Глинской, святой Максим обличил государя, напоминая ему о высоте и святости христианского брака. Василий III не послушал преподобного Максима, а от брака, который обличал преподобный, родился будущий государь Иоанн IV Грозный. Преподобный Максим скончался в 1556 году. Известны случаи исцелений и избавлений от опасности по его святым молитвам.

Возле Трапезного храма находится небольшая церковь в честь явления Божией Матери преподобному Сергию. Свидетелем этого дивного события, во многом определившего последующую историю нашей обители, сподобился быть ученик и келейник преподобного Сергия – преподобный Михей Радонежский. 

В 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора был обретен целебный источник. От воды из этого источника получил исцеление слепой монах Пафнутий. Последующие чудеса утвердили православный народ в вере в чудодейственность этой воды, и к источнику потянулись страждущие со всех концов России. Часовня над источником была сооружена в конце XVII века.

 

Сень над чашей с крестом – самое позднее архитектурное сооружение нашей обители – была устроена в 1873 году. Памятный обелиск сооружен в 1792 году. На каждой стороне обелиска находятся памятные медальоны, на которых увековечены заслуги Лавры перед Отечеством.

 

Колокольня Лавры – самая высокая в России. Ее высота – 88,5 метра. Колокольня строилась более 30 лет и была закончена в 1770-х годах. До революции лаврская звонница насчитывала 42 колокола. Самый большой из них (и самый большой в России), царь-колокол, весом в 67 – тонн, в конце 20-х годов нашего века

 

 был сброшен с колокольни и разбит. За несколько лет до этого было совершено одно из самых кощунственных деяний безбожных лет – вскрытие мощей преподобного Сергия. Это произошло 11 апреля 1919 года. Вокруг колокольни плотным кольцом стояли красноармейцы: "строителей новой жизни" не отпускал страх, что колокола своим звоном соберут верующих к Лавре. Но на другой день колокола все же зазвонили! Собралось великое множество людей, желавших приложиться к мощам прп Сергия. Очевидец вспоминает, что, прикладываясь к открытым мощам, многие закрывали глаза, "чтобы не оскорбить своим грязным взглядом наготу Преподобного".

Сейчас  звонница насчитывает 23 колокола – почти вполовину меньше, чем до революции.

В стенах Лавры находятся Московские Духовные школы. Сейчас в  Духовных школах – "большой келье преподобного Сергия" учится более шестисот человек – будущих служителей слова Божия и пастырей стада Христова. После четырех лет учебы в семинарии желающие могут продолжить свое образование в Духовной академии. В состав Духовных школ входят также регентская и иконописная школы, в которых возрождаются древние традиции церковного искусства.

В Духовных школах учатся представители многих епархий нашей Церкви, посланцы других Поместных Православных Церквей. Выпускники семинарии и академии несут людям слово Христовой истины.

Надвратная церковь была построена в 1699 году на средства богатых и именитых людей того времени Строгановых. По завершении строительных работ храм был освящен в честь Рождества святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. И глубоко символично, что сейчас именно в этом храме совершается Таинство Покаяния для многочисленных паломников и богомольцев. Каждое утро многие люди стекаются в этот храм, исповедуют здесь свои согрешения, облегчают совесть и получают новые, благодатные, силы нести жизненный крест. Лаврские духовники – монахи, имеющие сан священника, – помогают им в решении  вопросов духовной жизни.

Стоит отметить и тот факт, что в Свято-Троицком монастыре с почестями захоронили представителей знатных русских домов. Среди них: Бельские, Оболенские, Одоевские, Воротынские, Глинские. Среди деятелей Смуты: правитель Дмитрий Трубецкой, уважаемый Прокопий Ляпунов, семейство Годуновых, князь Андрей Радонежский и так далее.

 

 Усыпальница Годуновых
Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.

Свято-Троицкий женский монастырь. Святые Петр и Феврония икрест мощенвик. Помолимся у раки с их мощами и попросим молитв о семейном благополучии.

Благовещенский мужской монастырь. Святыни: : мощи блг кнн Константина и Ирины и их сыновей Михаила и Феодора

 

Оптина пустынь –колыбель старчества. Литургия. Трапеза                                                                     

 В наше время Оптина пустынь продолжает являться одним из центров духовной жизни Святой Руси. В монастырь устремляется множество паломников. 

 Посетим:                                                                                                                                                          

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху установлены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Этот храм самый большой в Оптиной Пустыни. Ежеднвно в нём совершается вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние Литургии.                

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен на месте разрушенного храма и освящен в 1998 г. Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для святынь: обретенных 7-10 июля 1998 г. - св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев были перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.                                                                                        

Храм в честь прп. Илариона Великого. Построен в 1874 г. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: Крещение, отпевание усопших.                                          Храм в честь св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту. Построен в 1825 г. Престол один - в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.                                                                                                                                                                              

 Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Храм построен в 1997—2000 гг. Расположен на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».                                                                                      

Храм в честь Преображения Господня. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года

 

наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма. Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и старцев оптинских.                                 

Храм в честь прп. Марии Египетской.                                                                                     

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Располагаются на территории Иоанно-Предтеченского скита.   В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонним вход не благословляется.                                                           

Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г.

 



Обновлен 22 мая 2018. Создан 24 мар 2018